Тейки

05 сентября 2024

Oasis наживаются на фанатах. Или нет?

Весь музыкальный интернет обсуждает реюнион Linkin Park, мне добавить к этому нечего, кроме того, что та группа Linkin Park, которую вы помните и которую оплакиваете, и та группа, которой были Linkin Park на момент смерти Честера Беннингтона, — это две совершенно разные сущности. И мне вторая сущность не особо нравилась.

Вы, наверное, слышали, что группа Oasis решила воссоединиться и отправиться в тур. Концертов будет совсем немного, всего пара десятков, что, конечно, для группы такого масштаба — почти ничего. Да, они играют несколько шоу на Уэмбли, но сколько бы ни было концертов, всё равно будет мало. Миллионы британцев(и не только) в прошлую пятницу попытались купить билеты. Не знаю никого, у кого бы получилось, не считая Михаила Козырева, который теперь продает поход на Oasis в своей компании.

Билеты стоили в районе 150 фунтов, что уже очень много (15 тысяч рублей), но чаще всего, если ты успевал дойти до какой-то стадии покупки за 5-8 часов ожидания, то внезапно видел совсем другую сумму — 350 фунтов за тот же самый билет. И это не значит, что ты получал места получше — просто цена выросла, как на такси в пятницу вечером. Динамическое цена билетов — это то, с чем чаще сталкиваются в Америке, и за это ненавидят Ticketmaster (который, конечно же, продает билеты и на Oasis). В Европе же это довольно редкая практика, чаще мы видим высокие цены на билеты у перекупщиков, которые зарабатывают на желании людей попасть на концерт.

На Тейлор Свифт или Бейонсе билеты стоили столько, сколько и обещали. На их перепродаже зарабатывали и профессиональные перекупщики, и простые поклонники творчества Тейлор типа моего скейт-бадди, который купил два билета, но не нашел компанию и продал один из них в несколько раз дороже.

Что же говорят сами Oasis? Установить динамическую стоимость без ведома группы невозможно. Они утверждают, что не виноваты и вообще не в курсе, ведь вопросами цен занимаются их менеджеры, а их братьев Галага мирские вопросы не заботят. Правда, когда вспоминаешь, что Ноэль Галага проходит через дорогостоящий развод, в результате которого он отдаст дом за 8 миллионов фунтов и ещё десятки миллионов с банковского счета. Концерты явно поправят его финансовое положение — прибыль от реюниона оценивется в 400 миллионов.

Самое удивительное, что есть и аргумент в защиту Ticketmaster и этой практики. Такие концерты — лакомый кусок для перекупщиков, и цена на билет, указанная изначально, — это лишь отправная точка, дальше всё зависит от того, сколько ты готов заплатить сверху. Это несправедливо, но это реальность. В случае с Oasis часть этой наценки достанется не перекупщикам, а группе, что в целом справедливо. Ведь артисты вкладывают много усилий в такие шоу, требующие месяцев подготовки.

Можно было бы сразу поставить цену в 350 фунтов, что эквивалентно 35 тысячам рублей за концерт Oasis. Но готовы ли вы столько заплатить? Я лично сомневаюсь, что готов. За такие деньги можно посетить трёхдневный фестиваль вроде Coachella. Но если я уже отстоял очередь, получил заветную возможность купить билет, но он стоит теперь дороже… Да, это похоже на вымогательство, и это несправедливо.

В войне с перекупщиками никогда не будет победителей. Любую систему можно обойти. Единственный способ бороться с этим — сделать так, чтобы у перекупщиков не было возможности зарабатывать. Это либо высокие цены на билеты (они все равно заработают, но не так много, у кошельков фанатов есть предел), либо достаточно много концертов, чтобы удовлетворить спрос. Oasis могли бы играть на огромных полях на 250 тысяч человек, как в Ньюбворсе в 1996-м. Даже Уэмбли на 80 тысяч мест для них мал.

Такая же ситуация складывается с Тейлор Свифт и Бейонсе. Лично мне грустно от того, что музыка становится недоступной, и поэтому я предпочитаю ходить на концерты за 10 фунтов, а не за 100. Концерты за 50 фунтов заставляют меня задуматься: стоит ли идти? Я теряю контакт с артистом на больших площадках с серьёзным продакшеном, мне больше нравятся маленькие клубные выступления. Но я и не стоял в онлайн-очереди за билетом на Oasis.

Интересно, что в Великобритании регуляторы уже заинтересовались этой ситуацией, и у Ticketmaster могут возникнуть проблемы, аналогичный процесс запущен в ЕС. Это единственная хорошая новость во всей этой сиутации, Ticketmaster фактически является монополистом, контролирует площадки, фестивали и продажу билетов, и музыканты давно возмущаются её действиями. Самый известный пример — это Pearl Jam, которые в начале 90-х вступили в войну с Ticketmaster из-за сборов и перестали играть в крупных залах. Но, как видно, с тех пор мало что изменилось.