Тейки

17 января 2025

«Заниматься музыкой не очень приятно», — убеждает нас айти-капиталист

«Заниматься музыкой не очень приятно... требует очень много времени, практики, нужно по-настоящему хорошо научиться играть на своем инструменте или освоить музыкальный софт на высоком уровне. Я думаю, что большинство людей по большей части не получают удовольствия от создания музыки», — такое мнение высказал в подкасте 20VC основатель музыкального AI-стартапа Suno Майк Шульман. И как же у нас у всех пригорело, не так ли?

Подкаст вообще довольно любопытный, стоит ознакомиться. В нем Шульман рассказывает, как устроена его компания и что он хочет дать с ее помощью миру. Он уверен, что сочинение музыки — это слишком сложный процесс, который совершенно необходимо демократизировать (казалось бы, куда дальше). «В восьмидесятых все хотели быть рок-звездами, потом — диджеями, а сейчас инфлюенсерами», — говорит он и приводит в пример создателей плейлистов, которые могут быть влиятельными в музыкальном мире людьми, вкусу которых доверяют миллионы.

Он мечтает о мире, где сочинение музыки будет легким и непринужденным — не нужно ничего уметь, просто пиши «трек в стиле фиби бриджерс о том, как я потерял ключи и думал, что умру бездомным под мостом, а потом нашел их в другом кармане» в окошке чатбота, выбирай среди нескольких вариантов и наслаждайся. Музыка, говорит Шульман, должна быть социальной, и чем больше людей ее «производят», тем лучше, и приводит пример — с помощью Suno можно «сочинить» песню для своей девушки (если она вас после такого не бросит, конечно).

Давайте поспорим. Во-первых, высокий (на самом деле не очень) входной порог в сочинение музыки — это не баг, а фича. Я катаюсь на скейтборде не потому, что это легко, а кататься на скейтборде гораздо сложнее, чем играть на гитаре и сочинять музыку в эблтоне. Конечно, процесс сочинения можно и нужно упрощать, тем более что в музыке и ее преподавании есть много нелогичных и откровенно устаревших концепций.

Люди — иррациональные существа, нам важно чувство преодоления, поэтому продажи гитар в мире не падают, а наоборот, растут: объем рынка оценивается в 10 миллиардов долларов по данным на 2022 год, к 2030 году он вырастет на 7%. Что удивительно, Шульман это все должен сам хорошо понимать — он играет на басу и пианино, не далекий музыке человек.

Во-вторых, давайте разберемся, какие задачи решает Suno. Для большинства пользователей это игрушка, которая может сделать очередной кавер на «Говновоз», шутка, забава. Есть более интересная аудитория, это профессиональные музыканты, которые используют Suno и аналогичные сервисы в своей работе.

Я поговорил со своим знакомым, успешным в стримингах музыкантом (успешнее многих из тех, о которых я пишу в «Альбомах по пятницам») и саунд-дизайнером в одной игровой компании. По его словам, Suno сильно упрощает работу, когда нужно что-то совсем нейтральное и базовое: трек с укулеле для рекламы, эмбиентный шум для какого-то момента. Затем он нарезает получившийся трек под свои задачи, делает мастеринг — и готово. В итоге работа, которая по идее стоит в районе полутора тысяч долларов, если делать трек с нуля, и 50-100 долларов, если покупать трек в специальной библиотеке, обходится в считанные копейки.

Еще одним сервисом AI-генерации — Eleven Labs — он пользуется, чтобы создавать отдельные звуки, которые потом использует в работе. Иногда он прибегает к помощи Suno, чтобы придумать что-то свое: чаще всего берет интро из сгенерированной композиции, конвертирует в миди и дальше работает с этой гармонией, то есть использует сервис как генератор аккордов.

«Я думаю, что будущее у Suno такое же, как и у Midjorney — все наиграются и дальше это будет чисто как инструмент для создания отдельных элементов или основы для дальнейшей обработки вручную», — считает мой собеседник.

Как видно, речь идет о сугубо профессиональном, довольно нишевом использовании, которое требует очень хорошего понимания, какой же конкретно конечный результат ты хочешь получить. А как этому научиться? Ну, например, потратить тысячи часов на освоение инструмента, будто гитара, синтезатор или эблтон. Наслушанность и понимание, что с музыкой можно сделать и как она должна звучать для реализации тех или иных идей, не возникнет из ниоткуда; вместо инструмента, который превращает сочинение музыки в сказку, мы получаем просто более дешевый музыкальный сток, аналогичный Splice или любым другим подобным сервисам, плюс со своими ограничениями (опора на уже существующее без способности придумать что-то новое или ухватить неожиданный тренд), плюс с проблемами копирайта — все AI-сервисы натренированы на музыке, которую они берут без спроса.

Еще один юзер кейс Suno —это генерация нейтральной, фоновой музыки, треков для плейлистов, которые мы слушаем фоном, не особо обращая на них внимание. Здесь, признается мой собеседник, сервис напрямую угрожает его заработку: среди музыки, которую он выпускает в стримингах, есть и функциональная; придется писать больше такой музыки, чтобы конкурировать.

Массовым источником музыки осмысленной Suno вряд ли станет, как бы этого ни хотел Шульман. Во-первых, потому что он основывается на уже сочиненном, но не способен анализировать Мы же не только музыку слушаем, мы потребляем истории, которые нам транслирует музыкант, тем или иным образом — с помощью обложки, оттенков своего голоса, лирики и многих других нюансов. Сгенерированная музыка просто технически не способна обладать этими дополнениями.

Конечно, рано или поздно AI-трек станет большим хитом, и я его не смогу отличить от настоящего артиста, но скорее всего это будет существенно доработанный трек, который будет создан под руководством продюсера, который в процессе отслушал сотни, если не тысячи, сгенерированных разновидностей. И это не звучит как веселое и простое времяпрепровождение. Похоже на программирование с AI: заготовку проекта можно написать с Claude за пять секунд, но пока ты его доведешь до ума и задеплоишь, придется выучить питон с джаваскриптом. Тут то же самое — демки, конечно, получаются сносные.

Сочинять музыку всегда было непросто. С AI это будет непросто по-другому.