Немного про списки запрещенных музыкантов и журналистику
На прошлой неделе вновь обсуждали тему со списками запрещенных музыкантов — по инициативе «Афиши». В материале пиарщики критикуют журналистов, публикующих новости о непонятных списках запрещенных музыкантов, обвиняют их в недобросовестности и халатности (одну группу с другой перепутали). В музыкальной индустрии существует мнение, что такие списки только вредят, что их на самом деле не существует, а журналисты своими публикациями «запрещают» артистов, которые нив ч ем не провинились. При этом в публикации говорится, что некоторые пиарщики просто не стали общаться с журналистами, когда те им написали.
Давайте поговорим об этом. Есть аргумент, что списки ненастоящие. В России нет никакого единого реестра групп, которые запрещены, в России вообще официально цензура запрещена, поэтому аргумент странный — проверить, настоящие или нет, невозможно.
Если мы исключаем версию, что условное издание «Верстка» просто придумывает новости (я не верю в это), то как это, скорее всего происходит: некий источник из АП или еще откуда-то сливает такой список ровно затем, чтобы он оказался в публичном доступе и начал работать. Сама публикация такой новости — это подтверждение существования запретных списков. Можно, конечно, не публиковать. Что тогда случится? Кремлевский человечек просто пойдет в другое издание, и если все независимые ему откажут (а он хочет пропихнуть именно в независимое, запрещенное, потому что ему доверия больше, такой парадокс), то он просто разместит это в «Ленте.ру» с аудиторией в десятки раз больше, чем у всех независимых вместе вместе взятых. Лучше будет? Не уверен.
Носят ли такие публикации признаки общественной важности? Конечно носят, даже сложно это обсуждать. Наносят ли они вред? Да, наносят, только этот вред наносит не издание, а тот самый кремлевский человечек. Та самая система, где люди, прочитав такую новость, сами начинают брать под козырек и запрещать все что можно.
Реакция музыкальной индустрии мне понятна: если игнорировать, может, проблема и исчезнет, если сидеть тихо, то, может, и пронесет — и иногда реально проносит. Но если кремлевский человечек хочет, чтобы новость о том, что какая-то группа теперь в черных списках, была опубликована, то она будет опубликована, это факт. И, наверное, лучше, что это будет издание, которое хотя бы попытается что-то проверить, поговорить с музыкантами — что издание и делает, но с ним не хотят говорить.
Шикать на «Верстку» в этой ситуации можно, но бессмысленно: не она, так другие. Да, конечно, бывают косяки, когда список музыкантов, запрещенных в наружной рекламе, но которым вполне можно играть, подается как «черный список». Да, конечно, публикации могут и должны быть лучше. Но мы живем в условиях уничтоженной и лишенной денег и дома прессы, военной цензуры и необходимости следить за каждым словом — даже мне приходится не акцентировать внимание на тех или иных особенностях песен или биографий музыкантов из России, чтобы лишний раз не привлекать внимание.
Мы все прекрасно знаем, кто в этом виноват.