Album art: Franz Ferdinand —  The Human Fear
Franz Ferdinand — The Human Fear

Как хорошо состариться: задача со звездочкой для любой инди-группы, которая на заре своей карьеры стала сверхпопулярной благодаря паре хитов. Превзойти их практически невозможно: нужно быть Radiohead. Можно уходить в бесконечные сайд-проекты (The Strokes, Arctic Monkeys), менять звук и не обращать внимание на аудиторию, которая жаждет повторения тех самых хитов (те же). 

Можно сделать вид, что и не было никаких хитов, отказаться от пути популярности и играть только ради упертых фанатов — это путь Pearl Jam. Можно пересраться, развалить группу и триумфально воссоединиться (Oasis), а можно сделать все это вместе в разные этапы карьеры с и неожиданными результатами, один из которых — сверхпопулярность сайд-проекта, как это получилось у Деймона Албарна. 

Все варианты по-своему хороши, все они исключают самое грустное — бесконечные и чаще всего бесплодные попытки записать новый Mr. Brightside, Creep, Jeremy, Parklife, догнать ускользающую популярность и относиться к своей рок-персоне чуть серьезнее, чем стоит. 

Franz Ferdinand состарились хорошо. Шестой альбом группы The Human Fear звучит ровно так, как ты ожидаешь от Franz Ferdinand, которые не пытаются написать новую Take Me Out, но по-прежнему угорают по в меру диссонантным гитарам, звонким риффам, не лишенным юмора текстам и крунерскому вайбу Алекса Капраноса. В первой же песне он поет «дерзай, нас никто не спасет, так что делай, что делаешь», и, кажется, имеет в виду не свою группу, а обращается к новому поколению — English Teacher, Fontaines D.C и SPRINTS, в любви к которым  он признается в интервью. 

В песне The Doctor шутит про термометры и медсестер, намекая, видимо, на свой возраст — Алексу 52 года. Тут много удачных риффов и мелодий, но ни одна из них не кажется сверхвыдающейся: это просто ровный альбом, с которым приятно провести время как со старым товарищем. Новых историй он тебе уже не расскажет, зато вспомнит старые с новой перспективой.

Возможно, состарились они так хорошо, потому что изначально было ретро-рок группой, которая, по словам самого Капраноса, конечно, не в ноль, как Oasis, эксплуатировала старые идеи, а добавляла что-то свое — но в меру. За всю карьеру они не выпустили ни одного плохого альбома, не совершили ни одного спорного шага, а просто стабильно — и не слишком часто — напоминали о своем существовании, выпускали альбомы с парой недурных синглов и отправлялись в туры играть концерты, на которых можно отлично потанцевать и вспомнить угар юности.

И делали это максимально честно, не питая лишних иллюзий и не думая, что вот сейчас, с новой записью, им удастся наконец стать снова актуальными. Нет, не удастся, но оно и не надо: если вы не танцевали под Take Me Out в свое время, вы вряд ли будете слушать новый Franz Ferdinand. Стабильность иногда лучше инноваций: Капранос это хорошо понял и живет лучшую жизнь из возможных.